пятница, 26 ноября 2010 г.

Международная конференция по вопросам паломничества. Слово выступающих. Ч.2

Епископ Подольский Тихон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии

 

Ваши Преосвященства,
досточтимые отцы, братия и сестры!


Паломничество – это исключительная возможность обновиться сердцем через молитву у величайших христианских святынь и в то же время, возможность внимательно вглядеться в историю Церкви и общества, в образы тех, кто составил их славу.

И это очень много, потому что человеческая история, в особенности христианская – это откровение Бога и силы Божией мире – Бога, Который до скончания века пребывает со Своими учениками, и Его силы, которая и сегодня не перестает действовать в мире. Поэтому для нашей веры очень важна возможность через паломничество обратиться к истории и разглядеть те черты, которые являются частью нашего христианского существования.

 

Возрождение паломничества к святыням Вселенского Православия в наши дни – хороший признак. Радостно, что на Божественной литургии у Гроба Господня снова много паломников из государств, расположенных на территории исторической Руси, снова слышится родное «Христос воскресе!» на Благодатном огне, снова в Вифлееме наши соотечественники сорадуются Рождеству Богомладенца, снова на Иордане русские сердца внимают явлению Пресвятой Троицы, снова на Фаворе ищут преображения многие русские души. Радостно, что многие чувствуют потребность совершить паломничество в Грецию, Сербию, Македонию, Турцию с её византийскими святынями.

При этом мы понимаем, что в мире не так много стран, способных предложить паломнику столько разнообразных, интересных и дорогих сердцу христианских святынь, памятников и свидетельств, как наша историческая Русь, зародившаяся здесь, в Киеве, и затем включившая в себя Москву и всю огромную территорию России. С этой землей связана вся тысячелетняя жизнь и история нашей Церкви. Здесь созидалось и поддерживалось духовное и культурное богатство нашего народа разделенного сегодня границами, но объединенного одной верой сердец. Это богатство наглядно исчисляется памятниками деяний на благо народа и памятными датами тех деятелей, которые наиболее обогатили наше общество. С этими памятниками, героями, святыми срослось наше нравственное чувство. В этих памятниках и деятелях – наша питательная почва; в них наши корни. И эти корни питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, потому что нравственное чувство – это чувство долга. Возвращаясь к этим корням, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой духовный запас, завещанный нам нашими предшественниками, обновляем его и восполняем случившиеся утраты.
Нравственное христианское чувство русского сердца на протяжении веков находило свое воплощение в созидании церковного и культурно-исторического богатства Святой Руси, которой сегодня соответствуют Россия, Украина, Белоруссия, другие независимые государства. Православные святыни стали неотъемлемой частью облика Руси. Размах православия здесь до революции – это благодарный ответ сердец на прикосновение божественной благодати, которую они ощущали. Послереволюционный период в нашей истории – это время растрат, потерь, опустошения, но и усилий по сохранению наследия предыдущих поколений. В течение многих лет люди жили с болью в сердце и надеждой. С болью за то пренебрежение к сокровищам родного достояния, но и с надеждой на возвращение русского народа к его духовным истокам и осознание ценности своего наследия, воплотившего боголюбие и благочестие наших людей. Милостью Божией, это возрождение совершается на наших глазах. В восстановлении и строительстве храмов и монастырей, в паломничестве к нашим святыням мы видим символ преодоления периода лихолетья и духовного кризиса и символ дальнейшего созидательного движения нашего народа. Эти святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиевская Лавра, Москва, Почаев, Корец, Соловки, Валаам, Владимир, Новгород, оказавшиеся сегодня на территории разных государств, – остаются нашими общими святынями, лежащими в основе нашего самосознания, религиозного самоопределения, культурной самобытности, государственности. Эти святыни нельзя для себя потерять. Нельзя допустить, чтобы наша история и наши истоки для нас и следующих за нами поколений покрылись пылью забвения. Православное паломничество из России в Украину и из Украины в Россию может сыграть в этом исключительно важную роль.
Возможные паломнические маршруты в границах сегодняшней России и Украины чрезвычайно разнообразны. Они предусматривают, как посещение общеизвестных святынь, так и малоизвестные маршруты. Особую роль при этом следует уделять развитию молодежного паломничества.
Сегодня с радостью можно констатировать, что паломники чувствуют потребность участвовать в богослужениях у святынь. При этом нужно помнить, что совершение богослужений в России и за рубежом, в частности в Святой Земле, регулируется несколькими церковно-каноническими нормами и правилами, которые касаются священнослужителей и мирян.
На территории России паломникам в священном сане необходимо иметь при себе свидетельство от правящего архиерея Русской, Украинской или иной Православной Церкви, удостоверяющего, что клирик состоит в общении с Матерью-Церковью, не запрещён в служении и имеет благословение на паломничество.
В Святой Земле паломники в священном сане, желающие сослужить за Божественной Литургией в храмах Иерусалимской Церкви, должны обязательно иметь соответствующее разрешение за подписью Генерального секретаря Иерусалимского Патриархата. Данное разрешение выдается по представлению Русской Духовной Миссии в Иерусалиме при соблюдении двух требований: во-первых, наличия действительного документа от правящего архиерея Русской, Украинской или иной Православной Церкви, удостоверяющего, что клирик состоит в общении с Матерью-Церковью, не запрещён в служении и имеет благословение на паломничество, и, во-вторых, после личного присутствия клирика на аудиенции у Иерусалимского Патриарха. Таким образом, для получения разрешения на служение клирику или паломнической службе, организующей его паломничество, необходимо заранее, не менее чем за 2 недели, направить в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме удостоверение от правящего архиерея и договориться с сотрудниками Паломнической службы Миссии о возможности посещения группой Иерусалимской Патриархии. В назначенное время группа во главе с духовенством должна прибыть в Патриархию в сопровождении представителя Русской Духовной Миссии. Затем по предъявлении оригинала удостоверения от правящего архиерея священнослужителям выдаётся разрешение на участие в богослужениях.
Как правило, под сослужением понимается участие в Литургии совместно с клириками Иерусалимского Патриархата. На Гробе Господнем паломники в священном сане могут сослужить лишь в том случае, если Литургию возглавляет Иерусалимский Патриарх, архиерей Иерусалимского Патриархата или старший греческий архимандрит (Начальник) в храме Гроба Господня. В остальных случаях паломники в священном сане имеют возможность причаститься, облачившись с благословения возглавляющего архиерея в епитрахиль и поручи (их лучше иметь с собой). Нужно иметь в виду, что в связи с очень большим числом священнослужителей, совершающих паломничество, не все имеют возможность участвовать в богослужениях в храмах Иерусалимского Патриархата, и к этому нужно отнестись с пониманием.
Богослужений частного характера – молебнов, панихид – по личной инициативе священника или паломнической группы на Гробе Господнем, в базилике Рождества в Вифлееме, у гробницы Пресвятой Богородицы в Гефсимании, как правило, не проводится, поскольку эти храмы находятся в собственности сразу нескольких конфессий и все богослужения там строго регулируются «статусом кво».
К сослужению в храмах Русской Духовной Миссии в Иерусалиме клирики допускаются на основании действительного документа от своего правящего архиерея, удостоверяющего, что он состоит в общении с Матерью-Церковью, не запрещён в служении и имеет благословение на паломничество.
Прибывающие в Святую Землю паломники и, в особенности, духовенство перед лицом секулярного и инославного мира свидетельствуют о Православии, поэтому Иерусалимский Патриархат рекомендует духовенству соблюдать строгие нормы в одежде (наличие рясы). Напоминать о том, что на приём в Иерусалимской Патриархии священнослужитель должен являться в рясе, думаю, излишне.
Для получения права участвовать в православных богослужениях в прочих зарубежных странах, необходимо заранее выяснять требования в представительстве РПЦ в данной стране, Паломническом центре МП или иной курирующей организации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий