Текст и фото Дудченко Андрей, свящ.
День шестой. Париж
Воскресное утро началось бы с литургии в соборе Александра Невского на рю Дарю, как это было в прошлой поездке. Здесь кафедра архиепископа Команского Гавриила, главы Экзархата приходов русской традиции в Западной Европе (Константинопольский Патриархат). Легендарный храм, где служил владыка Евлогий (Георгиевский), где еще мальчишкой пономарил Александр Шмеман… Среди прихожан - много потомков той еще волны эмиграции. Их можно отличить по особому языку - дореволюционный с легким французским акцентом. Когда я служил здесь впервые, было такое чувство, что стираются границы и ты прикасаешься истории. А в крипте этого собора служит православный франкофонный приход. Будущее православия на Западе - в использовании не эмигрантских, но местных языков.
Собор св. Александра Невского
Протодиакон Андрей Свинарев, мой однокурсник по Киевской семинарии и академии
Изображение Бога-Отца приходской совет постановил закрасить как неканоничное
Но сейчас - понедельник, службы в храме нет, поэтому едем по нескольким важным для паломников объектам.
Церковь святого Этьена на горе святой Женевьевы, рядом с Пантеоном (Сен-Этьен дю Мон). Здесь покоились мощи покровительницы Парижа святой Женевьевы. Покоились - потому что после французской революции сохранились только рака и фаланга руки. Остальные мощи сожгли на Гревской площади - традиционном месте казней. В нашем церковном календаре имя святой пишут по-латински - Геновефа. Жила в V веке, город тогда не выходил за пределы острова Сите (это остров, где стоит собор Парижской Богоматери). С юности вела аскетическую жизнь. В 451 году, орды Аттилы вторглись в Европу, Женевьева предсказала, что Париж будет спасен. Сразу после смерти Женевьеву стали почитать святой. А еще Женевьева - духовная сестра преподобного Симеона Столпника, на иконах их порой изображают вместе, хотя они никогда не видели друг друга при земной жизни.Здесь покоились мощи св.Женевьевы до французской революции
Частица в ковчеге - все, что осталось от мощей святой
На улице - палящее солнце, паломники устали слушать рассказ и скорее стремятся внутрь, в тень храма. Да и мне хочется под крышу. Рядом с церковью у соседнего здания - длинная очередь. Оказывается, это библиотека святой Женевьевы, одна из самых посещаемых в Париже:
А неподалеку, на улице Горы святой Женевьевы (rue de la Montagne Sainte-Geneviève) - книжный магазин издательства "ИМКА-пресс". Здесь во времена Союза печатались авторы, запрещенные в СССР. Тут впервые были опубликованы многие книги, сыгравшие заметную роль в истории русской литературы, например, "Архипелаг ГУЛАГ" А.Солженицына. Тут же издавались и христианские книги, которые потом подпольно завозились в Советский Союз. Руководит издательством Никита Струве, внук русского философа и политического деятеля Петра Струве. Никиту Алексеевича с семьей можно встретить на литургии в Александро-Невском соборе. Отсюда едем в самый центр. Мадлен - с виду не скажешь, что это христианский храм: Тут в ковчеге у алтаря покоятся мощи одной из первых свидетельниц Воскресения Христова - равноапостольной Марии Магдалины:В храме ведутся службы. Тут же в этом году оказалась выставка современного искусства - несколько странные инсталляции и даже непонятно, как такое можно размещать в храме. Меня, непривычного к такого рода соединению храма и современного искусства, несколько коробит от увиденного. Дальше движемся на остров Сите, к собору Парижской Богоматери. Этот один из самых известных в мире готических соборов, но без шпиля, стоит на месте первой парижской церкви - базилики святого Стефана, которая, в свою очередь, была построена на месте языческого галло-римского храма Юпитера. В архитектуре собора еще заметны отголоски романского стиля Нормандии. Как и в других готических храмах, стены здесь не расписаны. Но этого не ощущается: храм полон цвета. Такой эффект создают многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.Здесь, в сокровищнице собора, хранится одна из величайших христианских реликвий: Терновый венец Спасителя. Раньше его выносили на поклонение лишь раз в год, в Великую Пятницу. А последние годы, во многом благодаря притоку православных паломников, Терновый венец выносят каждую первую пятницу месяца. Однажды мне довелось быть на этом поклонении. Вместе с католиками в процессии, обходившей собор внутри по периметру со священной реликвией, участвовал и православный священник. Несмотря на разделение, святыня объединяет христиан. Огромный собор был полон народа. Но никакой давки. Все происходит чинно, верующие подходят по порядку, ряд за рядом. Молодцы католики в плане организации массовых мероприятий. Этому удивлялся позже и в Лурде, где масса людей, но никакой давки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий