понедельник, 17 января 2011 г.

Международная конференция по вопросам паломничества. Слово выступающих. Ч.15

Драган Вукич, Руководитель паломнического агенства Сербской Православной Церкви «Доброчинство» Тема доклада: «СВЯТЫНИ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»


C вхождением народов в христианскую культуру и цивилизацию появляются новые святыни и рождаются новые святители. И мы, сербы, после крещения стали христоносным народом и в семью христианских православных народов привнесли многочисленные святыни и мощи святых. Церкви и монастыри стали нашей духовной ценностью и хранителями христианской православной веры, они сияют из глубины веков святостью и красотой.
Славу сербских монастырей проносят чудотворные иконы и мощи многочисленных почитаемых святителей, хранящиеся в них.

Монастырь Гергетег, находящийся на территории заповедника «Фрушка гора», согласно преданию, основал в 1471 году монарх Змай Огненный Вук. Сюда в 2001 году из монастыря Хиландар прибыла чудотворная икона Богородицы Троеручицы. Каждый день в полдень перед ней читают акафист Пресвятой Богородице Троеручице, а всенощное бдение служат накануне Богородичных праздников: Успения, Рождения, Введения Пресвятой Богородицы и Благовещения.


Чайниче – небольшой городок, расположенный на реке Янине у подножья гор Цицель и Чивчи, на границе между Сербией и Боснией и Герцеговиной. Украшением города является Новая церковь, посвященная Пресвятой Богородице Чайничкой, построена в 1857–1863 гг. Обновлена после Второй мировой войны, когда возведен и новый иконостас, выполненный из орехового дерева, а иконы написаны русским  иконописцем Иваном Мельниковым в традиционном русско-византийском стиле. В церкви сияет своей святостью чудотворная икона Богородицы Чайничкой. По преданию, написал ее Святой евангелист Лука. По желанию Пресвятой Богородицы он написал только три иконы: Дешнякиня в Мега Спилеоне на Пело-поннесе, Панагия Сумела с Понта, сейчас находится в монастыре, недалеко от г.Верия в Греции, и Елеуса Кикская в монастыре Кикос на Кипре. Семьдесят две иконы принадлежат кисти Святого Луки, написал он их во время своих путешествий по миру, проповедуя веру Христову. Вначале икона Богородицы Чайничкой была в доме Неманича. Царь Урош подарил ее монастырю Баня близ Прибоя в знак благодарности монастырю за исцеление. Во время пожара в монастыре Баня икона была спасена и однесена в Чайниче. Известны многие Ее чудеса и благодеяния, не прекращающиеся и в наше время.


Монастырь Лепавина. Одна их хроник сообщает, что он построен где-то в 1550 году после формирования первых сербских поселений в Вараждинском округе. В середине 18 века построена и теперешняя церковь в стиле барокко. В монастыре излучает свет чудотворная икона Богородицы Лепавинской. Написана в начале XVI века неизвестным мастером, по стилю относится к итало-критской школе. Икона творит многочисленные чудеса. И сама ее история – чудо. В 1943 году немцы бомбили монастырь. Церковь была сильно повреждена, иконостас почти полностью уничтожен, а вот икона Пресвятой Богородицы чудом Божиим осталась невредимой. Ее нашли под грудой обломков без единой царапины, хотя одна из гранат разорвалась около нее. Многие свидетельства и записи говорят о чудесных событиях и исцелениях благодаря чудотворной иконе Богородицы Лепавинской.
Православная церковь очень почитает святые мощи – земные останки святителей, на которых покоится благодать Господня, целые или их частицы. Теологическую основу почитания мощей заложили известнейшие отцы Церкви: Ефрем Сирин, Григорий Богослов, Кирилл Иеруса-лимский, а догматические основы утверждены на VII Вселенском соборе. Мощи, по словам Святого Иоанна Дамаскина, «одухотворенные телесные местопребывания Божия». Мощи объявлялись благоуханием и чудотворением, причем особенно важна была их исцелительская мощь, по верованиям паломников. Мощи – поручители нашего будущего воскресения пользуются почитанием, но не обожанием, которое приличествует только Богу.


Монастырь Новое Хопово. Находится в заповеднике «Фрушка гора». Здесь находится одна  из самых больших духовных святынь – мощи св. Теодора Тирона, чей культ веками распространялся из монастыря.  Св. Феодор пострадал во время прогона христиан Максимиллианом в 306 году в Амасии (Понтийской), а погребен в Евхаите. При переселении на север его мощи из монастыря Бодрог (Темишварская епархия) в 1555 году прибыли в монастырь Хопово. В то время из-за чудотворства мощей и многочисленных паломников Хопово стало самым известным местом паломничества севернее от Савы и Дуная. Старая церковь не могла принять всех паломников, поэтому через 20 лет после обретения мощей строится новая – одна из самых живописных на Фрушкой гори. Мощи в монастырской церкви в кивоте целые, не хватает только правая нога от колена, она осталась на месте его гибели. 29 сентября 2006 года прославлено 1700 лет со дня его кончины, а несколько тысяч присутствующих – подтверждение его сильного культа.


Монастырь Студеница – самая известная «задужбина» (мемориальный комплекс) Неманича привлекает ваш взор и сегодня своей красотой и богатством убранства. Богородичная церковь, отделанная мрамором, построена в 1183–1196гг. как церковь-усыпальница родоначальников династии. «Ризница мощей св. Симеона, она стала сербской скинией, субституцией и метафорой всевышнего Иерусалима» – как хорошо о ней отозвался академик Воислав Джурич. Мощи в Студеницу прибыли 9 февраля 1207 года, в годовщину переноса Симеон объявился мироточением, сопровождаемым чудесами. Студеница хранит мощи и Стефана Первовенчанного, в монашестве преподобного Симона монаха, и его матери Анны, в монашестве преподобной Анастасии.


Монастырь Милешева – славная «задужбина» и усыпальница короля Владислава, построена в 1216–1218гг, а роспись выполнена в 1221 году. Известна во всем мире по красоте росписи, где особенно выделяется лик Белого Ангела. В 1594 году мощи св. Саввы Сербского были вынесены из монастыря и сожжены на белградском Врачаре, однако сохранилась его гробница, место его второго земного упокоения после славной болгарской столицы Тырново.
В Троице Плевальской, по преданию, хранится левая рука св. Саввы Сербского, целая от локтя с пятью пальцами желтоватого цвета.


Монастырь Дечани – «задужбина» короля Стефана Дечанского и его сына, будущего царя Душана, с церковью Вознесения Христова, построенная в 1327–1335 гг. она является самой большой галереей средневековых фресок середины 14 века во всем мире. Монастырь и место упокоения мощей св. Стефана Дечанского. Его тело «объявилось» святостью спустя несколько лет, его культ быстро распространился благодаря его трагической жизни и чудес, которые его мощи творили.


Церковь монастыря Раваница – одно из самых красивых сооружений в моравской архитектуре. Пятикупольное здание выполнено в тесаном камне и кирпиче в 1375-1384 гг. Построена как княжеская усыпальница, куда были перенесены княжеские мощи с Косовского поля в 1391 году. Культ возникает сразу и быстро распространяется. Во времена турецкого ига Раваница с культом князя Лазаря собирала и объединяла всех сербов. Во время Великого переселения народов в 1690 году мощи св. князя Лазаря были отнесены, а возвращены в монастырь Раваницу лишь спустя шесть веков от Косовского боя в 1989 году.


Монастырь Манасия – последнее роскошное сооружение сербского средневековья. На фресках лазурных цветов отражено процветание страны богатой рудниками золота и серебра и торговлей, процветающей в ее городах. Манасию монарх Стефан Лазаревич строил как свою усыпальницу. Великий витязь и неустрашивый воин, большой любитель книга, мудрый законодатель, вдохновенный поэт, автор «Слова любве» нашел свой мир в ее стенах.


Монастырь Язак, согласно преданию, построил монарх Иоанн Бранкович. Впервые упо-минается в 1522 году. С 1705 года в Язаке находятся мощи царя Уроша, которые из Неродимля (монастырь Шудиково на р.Лим) доставил монах Христофор. Они привлекали массы паломников. Ограниченное пространство небольшой церкви не могло вместить всех, поэтому в 1736–1758 гг. в километре от нее построили новый монастырь. Монастырскую церковь украшает роскошный резной иконостас с иконами, написанными в 1769 году живописцем Димитрием Бачевичем. В 1899 году иконостас позолочен. Из жития святых известно, что царь объявился 211 лет спустя после его кончины (1584г.). Тогда он объявился одному пастуху, который вместе с народом выкопал его мощи из земли. Со всех сторон сюда начали приходить страждущие на исцеление. В 1941 году его мощи были перенесены в Белград, а в 2001 году их вернули в монастырь. И опять сюда стекаются верующие, чтобы поклониться мощам св. царя Уроша.


Монастырь Крушедол основал в 1509–1513 гг. владыка Максим Бранкович, сын монарха Стефана Слепого и матери Ангелины, внук Джурджа Бранковича, основателя г. Смедерева. Самая прекрасная и самая богатая ризница живописных работ Воеводины, несмотря на огромные разорения, сохранена в монастыре Крушедол. Первоначальная роспись была сделана в 1543–1546 гг. и после очистки от новых наслоений видна на колоннах храма. В 1750–1756 гг. сделана новая живопись масляными красками поверх старых фресок. Иконостас представляет большую художественную ценность. Крушедол является и местом захоронения знаменитых сербов. Здесь нашли вечный покой патриархи  Арсений III Чарноевич, Арсений IV Йованович Шакабента, митрополит Исаия Джакович, граф Джордже Бранкович, князь Атанасий Рашкович, воевода Стеван Шупликац, княгиня Любица, король Милан. Величайшее духовное благо монастыря Крушедол – мощи святых Бранковичей.


Монастырь Острог. При произнесении этого имени сразу же перед глазами встает духовно возвышенный и чистый лик св. Василия. Благодаря ему, сегодня монастырь Острог является самым большим местом паломничества Сербской православной церкви. Он, по словам протоиерея-ставрофора докт. Радована Биговича: «Прекраснейший дар, который мы подарили Небу и свету. Как Св. Савва и он почитаем всеми сербами. Никто лучше их не представил нас свету и со светом примирил. Никто как св. Василий не свидетельствует так убедительно, что Бог «ходит» по этой планете. Где он и Св.Савва появились, там и чужие стали родными, неприятели – приятелями, разбратимленные – братьями. Благодаря им многие нас полюбили». Св. Василий родился в 1610 году в селе Мрконич в Поповом Поле. Грамоте научился в монастыре Завала, а монахом стал в монастыре Тврдош. Побывал в России, откуда привез богатые дары для церквей и монастырей. В Святых Горах находился год. Свою пещеру в Остроге переделывает в монастырь. Еще при жизни народ его считал святым, т.к. он своим неутомимым подвижничеством, молитвами и постом стал избранником Духа Святого. Тихо упокоился в своей келье 29 апреля 1671 года. На седьмом году по упокоению, после шестидневного строгого поста и ежедневных Литургий монахи на седьмой день открыли гробницу святителя. Его святое тело положили в кивот, поставленный в храме Введения Богородицы (верхний монастырь), где оно покоится и сегодня. Святой объявляется чудесами и в наши дни.
«То, что до сих пор для сербского народа значила Студеница, Грачаница, монастырь Дечани, Морача, Богородица Левишка, Крушедол, с сегодняшнего дня и в будущем Лелич и храм Св. Николая Мирликийского и Св. Николая Всесербского и православного, будет центром и источником духовности...» написал митрополит черногорско-приморский Амфилохий. Сербский народ приобрел новую святыню и нового святителя, и то в наше время. Епископ Николай охридский и жичский родился в 1880 году в Леличе. Окончив гимназию и богословию, продолжил образование в Швейцарии, Германии, Англии и России. Защитил две докторские диссертации в Берне и Женеве. Образованный, он любил обычных и христолюбивых людей. Подарил им прекрасную жемчужину – Духовную лиру. Плодовитый богословский писатель. Человека, прошедшего немецкие лагеря, изгнанного коммунистами из страны, в эмиграции больше всего мучил сербский раздор, ссора и раздел. Скончался он 18 марта 1956 года и был похоронен на кладбище монастыря Св. Саввы в Либертвилле. Его мощи перенесены в Сербию в 1991 году, а 12 мая помещены в его мемориал в родном Леличе. Св. владыка как луч света для всех сербов этого края, подарившего нам известных Ненадовичей и знаменитую поэтессу Десанку Максимович. Вблизи Лелича и монастырь Челие, где находится гробница величайшего богослова ХХ века, великого молитвенника и учителя, архимандрита Юстина Поповича, который был большим поклонником св. владыки Николая и назвал его самым великим сербом после св.Саввы.


Упомянем здесь также и монастыри: Градац с мощами св. Елены Анжуйской, Любостиню с мощами св. княгини Милицы, Девич и мощи св. Иоаникия, Челию Пиперскую и св. Стефана Пиперского, славный Цетиньский монастырь и мощи св. Петра Цетиньского, как и десницу св. Иоанна Крестителя. Украшением сербских земель являются многочисленные святители и наши духовные ценности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий