пятница, 11 февраля 2011 г.

Международная конференция по вопросам паломничества. Слово выступающих. Ч.31

Протоиерей Николай Макар, настоятель храма свт. Амвросия Медиоланского в Милане, Италия. Тема доклада: «1700-летие Миланского эдикта и паломничество»

Ваши Преосвященства, дорогие братья и сестры!
Я очень благодарен Блаженнейшему митрополиту Владимиру, что он так высоко ставит паломническую деятельность Церкви и эту конференцию. Мы видим, как важна для церкви паломническая деятельность. Мы в диаспоре это особенно чувствуем каждый день. В Милане наш приход, наша община  не только молится у великих святынь древнего Милана, мы каждым день паломничаем к этим святыням.
В своем слове я хотел бы обратить ваше внимание, на важность Милана в наши дни...

Он вообще  важен потому, что в 2013 г будет праздноваться 1700 лет со дня выхода Миланского Эдикта. И будет праздновать эту дату весь христианский мир. Предполагается, что в Милан прибудут в течении этого года все главы Церквей. Милан готовится очень живо к этому году, строятся разные проекты. Но я хотел бы подчеркнуть эту тему с двух сторон. Не только потому, что это тема общехристианская. Мы прекрасно понимаем, что от Миланского Эдикта Церковь Христова стала жить новой жизнью. И именно Милан сыграл эту важнейшую роль в перевернутой странице истории Церкви Христовой. Потому что Милан - это город мирный. В Католической Церкви он представляет собой центр самой большой епархии: 3тыс. священников, 6 викарных епископов у архиепископа. Но это и церковь св. Амвросия Миланского, который сочетал, вернее, ввел в жизнь Миланской церкви наследие Восточной Церкви. Знаем что св. Амвросий, зная языки, особенно греческий, общался очень легко с Востоком. Особенно у него были тесные отношения со святителем Василием Великим. Поэтому ему удалось в Миланскую Церковь, которая в его время переживала становление, ввести многие элементы восточного обряда, которые, кстати, до сегодняшнего дня существуют и не поддались латинизации. 
Только после Миланского Эдикта паломничество стало широко развиваться. До Миланского Эдикта паломничества, как такового, не было.
 Когда мы приезжаем в Святую Землю, мы это прекрасно осознаем. Мы видим, что первые три века были все святые места покрыты неизвестностью. Только мать равноап. царя Константина, Елена, стала их открывать.
Также и в Милане. В Милане был принят эдикт, который позволял Церкви Христовой свободно жить и осуществлять свою деятельность. Милан стал тем городом, который обратил внимание к древним святыням. Равноап. царь Константин, видя, что Милан является местом, благоприятным для начинания новой жизни христианской, переселился в Милан. Таким образом, Милан стал первой христианской столицей. И равноап. Константин, дав этому городу новое дыхание, оставил в этом городе очень важное наследие, о котором, к сожалению, нам мало известно. Константин именно в Милане начал свою миссионерскую деятельность, хотя он еще не был христианином. Отсюда он управлял всей империей и созвал Первый Вселенский собор. Милан изучается сейчас всем христианским миром, возникло больше внимание к его наследию, ведутся раскопки константиновского дворца. Очень многие сейчас обращают внимание на эту страницу истории Милана.



Хотел бы обратить внимание на житие святителя Амвросия Миланского. Ведь он как бы продолжил эту страницу жизни христианской столицы. Весь четвертый век и позднее римские императоры жили в Милане. Святитель Амвросий Миланский – это не просто святитель, который ввел восточное наследие, он был известным храмостроителем. Он построил пять больших базилик за свои 23 года правления. Святитель Амвросий был хорошим правителем северной Италии, любимым правителем. Когда он стал епископом миланским, он сумел не только справиться с ситуацией в Милане, где было засилье арианской ереси, но и  был воспитателем императора. История с Феодосием Великим очень интересна в этом отношении. Этот император приехал победителем в Милан, он спас Италию от мятежа. Амвросий увидев гордость нового правителя, уехал из города, стараясь его смирить. Феодосий издает указ смирить 7 тысяч солунян, которые убили своего правителя. На это событие св. Амвросий  обращается к нему письмом, указывая на его преступление, и отлучает Феодосия от Церкви. И Феодосий это принимает. Сейчас кстати, многие ученые исследуют этот вопрос, как это было возможно, но тем нее менее был такой факт, что св. Амвросий отлучил Феодосия от Церкви, оставил его между кающимися в древней церкви. И семь месяцев Феодосий был среди кающихся христиан. И просил о молитве входящих в церковь. Только после этого покаяния императора. Св. Амвросий принимает правителя. Это отражено многими художниками в картинах. Интересен даже тот факт, что по православному обычаю император причащается у престола, но на приглашение архиепископа Константинопольского пройти в алтарь причаститься, Феодосий ответил отказом,  сказав, что будет причащаться вместе с народом. 
Я хотел бы подчеркнуть, что в паломничестве очень важна просветительская сторона. Человек, который едет, чтобы поклонится святым местам, должен почувствовать ту землю, тот народ, который он едет посетить. И если ему помогут в этом, он увезет с собой домой частичку этого великого древнего духовного наследия.
Хочу поблагодарить организаторов за это чудное  мероприятие! Да благословит Бог ваши труды, чтобы они послужили Украинской Православной Церкви. Спасибо.


Комментариев нет:

Отправить комментарий