понедельник, 7 февраля 2011 г.

Дневник паломницы. День пятый

Второй день на Корфу подходит к завершению. Поздний вечер, вокруг все сияет рождественской иллюминацией. Входим вслед за Алексеем в еще один храм. Нас встречает на пороге молодой черноволосый священник, словно сошедший с картин Эль Греко. Пока он ведет с нами разговор, очень похожий на него десятилетний мальчишка осторожно заходит в храм, подходит к нему, но, не встретившись с ним взглядом, снова выбегает на улицу. Сын ждет отца, взявшегося за такое непростое, но такое понятное украинским священникам дело - возрождать храм. Он скажет, словно извиняясь, когда будет прощаться с нами,  что очень хочет скорее восстановить былое великолепие и отдать должное тем, благодаря кому люди на Керкере живут с Богом - двум святым, частицы мощей которых находятся в этом храме, в одном из самых старых на острове. Он уходит в алтарь, мы начинаем осматриваться, привыкнув к тусклому мерцанию немногих свечей.
Алексей рассказывает о недавних археологических исследованиях. Считается, что местные жители не знали византийского стиля. И те, кто создавал этот храм, приплыли с континентальной Греции. Посреди храма - две колонны дохристианской эпохи. Рядом с этими колоннами  - огромные камни, привезенные с развалин какого-то языческого города дохристианского периода для строительства этого храма.


Настоятель выносит из алтаря фарфоровые вазы, бережно устанавливает их перед иконостасом, поясняет:
Иасон и Сосипатр были двумя апостолами из семидесяти. Это были два личных друга апостола Павла, имевшие блестящее образование и ставшие первыми просветителями жителей острова. Они начали организовывать христианские общины и строить храмы. В это время правителем острова был царь Коркелинос, поклонявшийся языческим олимпийским богам. До него дошли слухи, что множество людей под чьим-то предводительством  занимается храмостроительством и проповедует  Христа. Последовал указ правителя о предании мучениям организаторов обращения в христианство. Дочь правителя Керкира из непокорства отцу проявила интерес к христианству и познакомилась с этими проповедниками, брошенными в темницу. Услышав их проповеди, уверовав и крестившись, Керкира узнала что вместе с Иасоном и Сосипатром отбывают наказание в тюрьме 7 настоящих преступников. Евфрасий, Пахтеонос, Мамос, Сандорминос, Марсалиос.  Апостолы, имевшие особую святость, обратили в христианство и этих 7 преступников. Дочь правителя, вернувшись из темницы, призналась отцу, что она стала христианкой. Отец заключил ее в пещеру и потребовал отречься от христианства. Праведница отказалась, и тогда он решает… растлить дочь и направляет к ней в пещеру мужчину,  который принял впоследствии в крещении имя Христодул. Но когда тот спешил войти в пещеру, ему не дал это сделать огромный медведь, словно выросший из-под земли. Керкира обяснила этому человеку, что появление такого внезапного заступника не случайно, а вот намерения его и ее отца - греховны. И он ушел, оставив Керкиру в пещере. Темницу, где находились заключенные, охранял человек, на которого так подействовали проповеди и изменение разбойников, что он также принял христианство с именем Антоний.

Слева от иконостаса на стене висит икона, на которой изображены 7 бывших разбойников, Керкира, ее бывший охранник и Христодул, изначально посланный ее растлить. Их головы окружены нимбами, а история их святости известна из церковных преданий. Все они отказались служить языческим богам и приняли мученическую смерть. Прошло время, и сам царь крестился и раскаялся с именем Себастиан. После его смерти новый правитель Диоклитус, узнав что Керкира раздает царскую  казну нуждающимся и проповедует Христа, бросил ее в темницу и отдал приказ казнить ее, но когда лучники выпустили  стрелы, те не причинили вреда Керкере. Царь приказал ее казнить мечом. И хотя не сохранилось исторических документов, но жития святых, тропари и кондаки хранят предание Церкви об этих святых. Существуют точные исторические документы, подтвердждающие то, что произошло с Иасоном и Сосипатром. Мощи этих двух святых были обретены археологами на месте раскопок древнего храма. Для жителей острова двое этих святых почитаемы так же,  как и св. Спиридон. Именно они первыми принесли христианство на остров. Этот храм был расписан, но фрески пострадали с течением времени. Сегодня храм не в лучшем состоянии, работы по его реставрации только начаты, ведутся очень медленно. Раньше он был частной собственностью. Он перешел во владение Церкви буквально в настоящее время. Здесь нет еще пышного убранства. Лампады из недорого металла, стены в разводах, но здесь  есть самое ценное мощи 2 первых просветителей Керкеры. Сегодня от них остались только 2 частички, которые хранятся в небольших нарядных фарфоровых раках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий