среда, 16 марта 2011 г.

Дневник паломника. Из Киева по Европе. День 6

Текст и фото Дудченко Андрей, свящ.

День шестой. Париж

Воскресное утро началось бы с литургии в соборе Александра Невского на рю Дарю, как это было в прошлой поездке. Здесь кафедра архиепископа Команского Гавриила, главы Экзархата приходов русской традиции в Западной Европе (Константинопольский Патриархат). Легендарный храм, где служил владыка Евлогий (Георгиевский), где еще мальчишкой пономарил Александр Шмеман… Среди прихожан - много потомков той еще волны эмиграции. Их можно отличить по особому языку - дореволюционный с легким французским акцентом. Когда я служил здесь впервые, было такое чувство, что стираются границы и ты прикасаешься истории. А в крипте этого собора служит православный франкофонный приход. Будущее православия на Западе - в использовании не эмигрантских, но местных языков.


Собор св. Александра Невского


Протодиакон Андрей Свинарев, мой однокурсник по Киевской семинарии и академии


Изображение Бога-Отца приходской совет постановил закрасить как неканоничное

Но сейчас - понедельник, службы в храме нет, поэтому едем по нескольким важным для паломников объектам.

Церковь святого Этьена на горе святой Женевьевы, рядом с Пантеоном (Сен-Этьен дю Мон). Здесь покоились мощи покровительницы Парижа святой Женевьевы. Покоились - потому что после французской революции сохранились только рака и фаланга руки. Остальные мощи сожгли на Гревской площади - традиционном месте казней. В нашем церковном календаре имя святой пишут по-латински - Геновефа. Жила в V веке, город тогда не выходил за пределы острова Сите (это остров, где стоит собор Парижской Богоматери). С юности вела аскетическую жизнь. В 451 году, орды Аттилы вторглись в Европу, Женевьева предсказала, что Париж будет спасен. Сразу после смерти Женевьеву стали почитать святой. А еще Женевьева - духовная сестра преподобного Симеона Столпника, на иконах их порой изображают вместе, хотя они никогда не видели друг друга при земной жизни.


Здесь покоились мощи св.Женевьевы до французской революции


Частица в ковчеге - все, что осталось от мощей святой

На улице - палящее солнце, паломники устали слушать рассказ и скорее стремятся внутрь, в тень храма. Да и мне хочется под крышу. Рядом с церковью у соседнего здания - длинная очередь. Оказывается, это библиотека святой Женевьевы, одна из самых посещаемых в Париже:

А неподалеку, на улице Горы святой Женевьевы (rue de la Montagne Sainte-Geneviève) - книжный магазин издательства "ИМКА-пресс". Здесь во времена Союза печатались авторы, запрещенные в СССР. Тут впервые были опубликованы многие книги, сыгравшие заметную роль в истории русской литературы, например, "Архипелаг ГУЛАГ" А.Солженицына. Тут же издавались и христианские книги, которые потом подпольно завозились в Советский Союз. Руководит издательством Никита Струве, внук русского философа и политического деятеля Петра Струве. Никиту Алексеевича с семьей можно встретить на литургии в Александро-Невском соборе.

Отсюда едем в самый центр. Мадлен - с виду не скажешь, что это христианский храм:

Тут в ковчеге у алтаря покоятся мощи одной из первых свидетельниц Воскресения Христова - равноапостольной Марии Магдалины:

В храме ведутся службы. Тут же в этом году оказалась выставка современного искусства - несколько странные инсталляции и даже непонятно, как такое можно размещать в храме. Меня, непривычного к такого рода соединению храма и современного искусства, несколько коробит от увиденного.

Дальше движемся на остров Сите, к собору Парижской Богоматери. Этот один из самых известных в мире готических соборов, но без шпиля, стоит на месте первой парижской церкви - базилики святого Стефана, которая, в свою очередь, была построена на месте языческого галло-римского храма Юпитера. В архитектуре собора еще заметны отголоски романского стиля Нормандии. Как и в других готических храмах, стены здесь не расписаны. Но этого не ощущается: храм полон цвета. Такой эффект создают многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Здесь, в сокровищнице собора, хранится одна из величайших христианских реликвий: Терновый венец Спасителя. Раньше его выносили на поклонение лишь раз в год, в Великую Пятницу. А последние годы, во многом благодаря притоку православных паломников, Терновый венец выносят каждую первую пятницу месяца. Однажды мне довелось быть на этом поклонении. Вместе с католиками в процессии, обходившей собор внутри по периметру со священной реликвией, участвовал и православный священник. Несмотря на разделение, святыня объединяет христиан. Огромный собор был полон народа. Но никакой давки. Все происходит чинно, верующие подходят по порядку, ряд за рядом. Молодцы католики в плане организации массовых мероприятий. Этому удивлялся позже и в Лурде, где масса людей, но никакой давки.

Терновый венец в числе прочих святынь был продан королю Франции Людовику IX, прозванному Святым, после захвата Константинополя крестоносцами. В августе 1238 года король, снявший с себя все регалии и обувь, встречал святыню за 40 км от Парижа и вместе со своим братом нес ее на плечах. Вскоре очень быстро, за пять лет, для хранения реликвий была построена Сен-Шапель - Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры. На ее строительство было затрачено в два раза больше средств, чем заплачено за сам Терновый венец. Здесь также хранилась частица древа Креста Господня и один из гвоздей, вбитый в тело Христа. А шипы от Тернового венца, которых было около 70, в качестве дара были направлены соборам и храмам различных христианских стран.

Далее мы пошли поклониться мощам святой равноапостольной царицы Елены. Они покоятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль на улице Сен-Дени. Когда-то здесь проходили ежегодные собрания Королевского братства Святого Гроба Господня. Здесь мощи св.Елены, положенные под алтарем, пережили период Парижской Коммуны, когда пострадали многие святыни. И по сей день мощи скрыты в саркофаге, их не видно, но документы подтверждают их существование: последнее вскрытие проводилось в 1922 году.

Мощи св.Елены когда-то покоились в Риме в храме священномучеников Маркеллина и Петра, откуда их украл один французский монах по имени Тёджис, получивший исцеление по молитвам к св.Елене. Монах привез их в свой монастырь в Шампани - кстати, в тот самый, где дом Периньон изобрел игристое вино, которое с тех пор называется шампанским, - но монаху не поверили, что мощи подлинные. Собрали комиссию, которая изучила вопрос и послала делегацию в Рим на разведку. Когда монахи вернулись, то не только подтвердили подлинность реликвии, но и сообщили о папском благословении на пребывание святыни во Франции.

После этого - свободное время. Мы в этот раз проехались по Сене на экскурсионном речном трамвайчике. Когда проплываешь под многочисленными мостами, люди, которые стоят наверху, машут руками. Ну и туристы не отстают. Получается весело. На катере с нами оказалось много индусов. Когда катер тронулся, они как одичали: вскочили с мест и заполнили все боковые проходы, мешая обзору. Но все равно это не испортило прогулку. Катер сделал почетный круг сначала вдоль острова Сите, потом к Эйфелевой башне, вокруг статуи Свободы (это копия той, что в Нью-Йорке - ту американцам подарили французы, а это ответный подарок) - и назад. А вечером нас пригласил в гости отец Андрей Свинарев - мой однокурсник по семинарии и академии, ныне единственный протодьякон собора св. Александра Невского. Провели вечер в его уютном доме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий